Четверг, 21.11.2024, 19:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Май » 3 » Значение воображения в жизни детей.
10:02
Значение воображения в жизни детей.

Значение воображения. Развитие воображения

Педагог-психолог: Семакина М.М.

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого малыша, строить все воздействия с их учётом.

Развитие творческой личности не происходит само по себе. Оно требует особого внимания со стороны взрослых.

Развивать воображение можно разными способами, но обязательно в такой деятельности, которая без воображения не сможет привести к желаемому результату. Нельзя насильно заставить воображение ребенка работать, его нужно заинтересовать, увлечь только тогда ребенок сможет по настоящему оценить способность воображать и придумывать.

Развитие воображение помогает в дальнейшем избежать многих проблем.

Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Ведь их соавторы и советчики - все человечество, пусть они об этом и не догадываются;

Воображение избавляет детей, да и взрослых от самого страшного - внутреннего одиночества.

Можно сделать вывод, что на развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра. И что для развития воображения необходимо обогащение опыта ребенка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Тренируя и развивая воображение человека, мы охватываем практически все высшие психические функции.

Без достаточно развитого воображения страдает обучение в школе, ребенок, читая произведение, не сможет представить, о чем говорит автор. Чем больше воображение будет участвовать во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Предлагаем вашему вниманию несколько увлекательных игр и упражнений, которые можно использовать в домашних условиях для развития воображения.

«Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должен «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

«Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.

Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

«Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде родителя открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

«Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

«Что оттуда видно?»

Родитель просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).
Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

«Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку?

Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

«Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Родитель может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное.
Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства — той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

«Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Пусть родитель назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

«Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Родитель их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

«Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

«Общая сказка»

Игра с родителем в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает родитель, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение «Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

животное с другой планеты;
самый необычный домик;
злой волшебник в детстве;
грустный компьютер;
хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.

 

Просмотров: 307 | Добавил: Солнышко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]