Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Он верит в любовь, доброту, ласку, волшебство. И то в какой мир, после рождения он попадёт, всецело зависит от нас-взрослых. Долго ли продлится сказка и будет ли она со счастливым концом. Перед взрослыми стоит решение важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Как научить детей позитивной модели отношения к обществу семье. Важной задачей является повышение правовой и педагогической культуры родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
При отборе материала по правовому воспитанию нужно обязательно учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость и любовь к играм. Учитывать то, что дети руководствуются в отношении к действительности эмоциями. Также следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, сопровождающему правовое воспитание. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребёнка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Воспитательно-образовательный процесс проходит в форме игровых и познавательных ситуаций. Учитывая возраст детей ознакомление с правами ребёнка ведётся на примере знакомых литературных произведений. Трудно переоценить значение рассказов. Их можно сочинять самим. Обращать внимания детей на положительные поступки героев, рассуждать вместе с детьми, выслушивать их мнение и формировать правильное отношение к героям. С детьми старшего дошкольного возраста проводится большая работа на расширение психологических и правовых знаний, формирование социально коммуникативных навыков через социализирующие игры и тренинговые занятия. Изучаются особенности личностного развития (самооценка, притязания, тревожность, страхи и т.д.). В детском саду ведётся большая работа с родителями по предупреждению нарушений прав ребёнка в семье. Знакомство с лучшим опытом семейного воспитания. В учреждении много разнообразного практического материала, использование которого помогает строить сотрудничество с семьёй. Детям трудно понять смысл правовой культуры. Только если рядом взрослые с соответствующим поведением и сформированной правовой культурой, то на их примере и будет формироваться личность ребёнка. Ребёнок должен расти уверенным в себе, с самоуважением и уважением к другим. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Очень важно какой рядом взрослый, будь то педагог или родитель.
Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают их на свете.
Педагог-психолог: М.М.Семакина
|